Нормативная правовая и нормативно-регуляторная база деятельности
Рекомендации по организации
учебного процесса
по учебному предмету и
«География»
в связи с корректировкой учебных
программ в 2017 учебном году
Изменения в учебной программе
|
Рекомендации по организации
учебного процесса
|
VI класс
|
|
География. Физическая география.
VI класс
(1 ч в
неделю; всего 35 ч)
Организация
образовательного процесса по учебному предмету «География» в 6 классе
осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего
образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География».
VI класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География. Физическая
география: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего
образования с русским языком обучения / Е.Г. Кольмакова, В.В. Пикулик. –
Минск: Народная асвета, 2016;
Географія. Фізічная геаграфія:
вучэбны дапаможнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з
беларускай мовай навучання / А.Г. Кальмакова, В.У. Пікулік. – Мінск:
Народная асвета, 2016;
Атлас. География. Физическая
география: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего
образования с русским языком обучения / Е.Г. Кольмакова, В.В. Пикулик. –
Минск: РУП «Белкартография», 2016;
Атлас. Географія. Фізічная
геаграфія: вучэбны дапаможнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі
з беларускай мовай навучання / А.Г. Кальмакова, В.У. Пікулік. – Мінск:
РУП «Белкартаграфія», 2016.
При организации
учебного процесса по учебному предмету «География» в 6 классе учитель может
использовать примерное календарно-тематическое планирование для 6
класса, 2017 г.
Обращаем внимание на изменения
в учебной программе (2016 г.) и в учебно-методическом обеспечении учебного процесса:
|
|
Тема 3. Литосфера и рельеф
Земли
|
|
|
1. Понятие «компас» не включается в задания
тематического контроля.
|
1.В содержании различие гор по
высоте понятие «средние» горы заменено на «средневысотные» (устранено
искажение смысла термина).
2.В практической работе 3
«Описание по географической карте отдельных равнин и горных стран» снята
звездочка (невозможно выполнить в полном объеме за 45 минут).
3.Из перечня географической
номенклатуры исключена котловина Амундсена.
|
1.В материалах учебного пособия
используется понятие «средневысотные горы».
2.Практической работе 3 «Описание
по географической карте отдельных равнин и горных стран» проводится не как
итоговая, а как обучающая, и может
выполняться на уроке как на этапе изучения новых знаний, так и на этапе
закрепления.
3.Не включается в задания
тематического контроля объект географической номенклатуры «котловина
Амундсена».
|
Тема 4. Атмосфера. Погода и
климат (8 ч)
|
|
1.Содержание о метеорологических
элементах и приборах для их измерения (термометр, барометр, гигрометр,
флюгер) перенесено из рубрики «знать» в рубрику «уметь» (знание понятий не
является приоритетом при изучении темы, методически более оправдано уметь
использовать измерительные приборы, снимать показания).
|
1.Понятия «термометр», «барометр», «гигрометр», «флюгер» не
включаются в задания тематического контроля.
|
Тема 5. Гидросфера
|
|
1. Исключено содержание о
родниках, порогах, запрудном типе озерных котловин.
2. «Внутренние и окраинные моря»
перенесены из основных понятий на уровень представлений.
3. Из перечня географической
номенклатуры исключены Великие Американские озера (таких озер много) и
Вилейское водохранилище (повтор
содержания X класса).
|
1. Учебный материал о родниках (§
23, с. 139) рассматривается с учетом
полученных знаний в начальной школе. При изучении типов озерных котловин (§
26, с. 158 – 159) не рассматриваются
запрудные озера. Понятия «родник», «запрудные озера», не включаются в задания
тематического контроля.
2. Учебный материал о внутренних и
окраинных морях (§ 221, с. 124)
рассматривается на уровне представлений, понятия не включаются в
задания тематического контроля.
3. Не включаются в задания тематического
контроля объекты географической номенклатуры «Великие Американские озера»,
«Вилейское водохранилище».
|
Тема 6. Биосфера
|
|
1. В практической работе 6 «Описание природного
комплекса своей местности» снята звездочка (невозможно выполнить в полном
объеме за 45 минут).
|
1. Практическая работа 6 «Описание
природного комплекса своей местности»
проводится не как итоговая, а как обучающая, и может выполняться на уроке как на этапе
изучения новых знаний, так и на этапе закрепления.
|
VII класс
|
|
География. Материк и океаны.
VII класс
(1 ч в
неделю; всего 35 ч)
Организация
образовательного процесса по учебному предмету «География» в 7 классе
осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего
образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География».
VII класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География. Материки и океаны:
учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским
языком обучения / Е.Г. Кольмакова, П.С. Лопух, О.В. Сарычева. – Минск:
Адукацыя і выхаванне, 2017;
Геаграфія. Мацерыкі і акіяны:
вучэбны дапаможнік для 7 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з
беларускай мовай навучання / А.Г. Кальмакова, П.С. Лопух, В.У. Сарычава. –
Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2017;
Атлас. География. Материки и
океаны: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения / Е.Г. Кольмакова, П.С. Лопух, О.В. Сарычева. –
Минск: РУП «Белкартография», 2017.
Атлас. География материков и
стран: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с
русским языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха. – Минск: РУП
«Белкартография», 2008;
Атлас. Геаграфія мацерыкоў
і краін: вучэбны дапаможнік для 8 – 9 класаў агульнаадукацыйных устаноў
з беларускай мовай навучання / пад агульн. рэд. П.С. Лопуха. – Мінск:
РУП «Белкартаграфія», 2008;
При организации
учебного процесса по учебному предмету «География» в 7 классе учитель может
использовать примерное календарно-тематическое планирование для 7
класса, 2017 г.
Обращаем внимание на изменения
в учебной программе (2016 г.) и в учебно-методическом обеспечении учебного процесса:
В 2017/2018 учебном году будет
использоваться новое учебное пособие, подготовленное на основе обновленной
учебной программы. До поступления нового учебного пособия в учреждения
образования будут использоваться материалы оригинал-макета, размещенного на
национальном образовательном портале (adu.by).
|
|
Тема 1. Общая характеристика
природы материков и океанов
|
|
Исключено содержание о новой глобальной тектонике, законе
географической зональности.
|
|
Тема 2. Океаны
|
|
Исключено содержание о схемах течений, геоэкологических
проблемах.
|
|
Тема 3. Африка
|
|
Исключено содержание о геоэкологических проблемах:
деградация земель, снижение биоразнообразия, дефицит водных ресурсов
Из перечня географической номенклатуры исключена река
Оранжевая.
|
|
Тема 4. Австралия и Океания
|
|
Исключено содержание о геоэкологических проблемах (повтор
содержания учебного предмета «География» XI класс).
В практической работе 4 «Сравнительная физико-географическая
характеристика территорий» конкретизировано и изменено название
«Физико-географическая характеристика территорий по выбору
(Западно-Австралийского плоскогорья или Большого Водораздельного хребта
Австралии)» (невозможно выполнить в полном объеме за 45 минут).
|
|
Тема 5. Антарктида
|
|
Исключено содержание о роли российских ученых в
исследованиях материка.
|
|
Тема 6. Южная Америка
|
|
Исключено содержание о геоэкологических проблемах (повтор
содержания учебного предмета «География» XI класс).
Из перечня географической номенклатуры исключены
термины «плато Патагония», «река Сан-Франсиску».
|
|
Тема 7. Северная Америка
|
|
Исключено содержание о древней Аппалачской складчатой
области, областях высотной поясности, геоэкологических проблемах.
|
|
Тема 8. Евразия
|
|
Исключено содержание о древних складчатых областях,
проблемах охраны природных комплексов Евразии.
Из перечня основных понятий исключен термин «такыр».
|
|
VIII класс
|
|
География материков и стран.
VIII класс
(2 ч в
неделю; всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)
Организация
образовательного процесса по учебному предмету «География» в 8 классе
осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего
образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География».
VIII класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География материков и стран:
учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским
языком обучения / Е.А. Зыль, [и др.]; под. ред. П.С. Лопуха. –
Минск: Народная асвета, 2014;
Геаграфія мацерыкоў і краін:
вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з
беларускай мовай навучання / А.А. Зыль, [і інш.]; пад. рэд. П.С. Лопуха.
– Мінск: Народная асвета, 2014;
Атлас. География материков и
стран: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с
русским языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха. – Минск: РУП
«Белкартография», 2008;
Атлас. Геаграфія мацерыкоў
і краін: вучэбны дапаможнік для 8 – 9 класаў агульнаадукацыйных устаноў
з беларускай мовай навучання / пад агульн. рэд. П.С. Лопуха. – Мінск:
РУП «Белкартаграфія», 2008.
При организации
учебного процесса по учебному предмету «География» в 8 классе учитель может
использовать примерное календарно-тематическое планирование для 8
класса, 2017 г.
Обращаем внимание на изменения
в учебной программе (2014 г) и в учебно-методическом обеспечении учебного процесса:
|
|
Тема 4. Африка
|
|
1. Из перечня географической номенклатуры исключен
термин «река Оранжевая».
|
1. Не включается в задания
тематического контроля объект географической номенклатуры «река Оранжевая».
|
Тема 5. Австралия и Океания
|
|
1.
В практической работе 5 «Сравнительная физико-географическая
характеристика территорий» конкретизировано и изменено название
«Физико-географическая характеристика территорий по выбору (Западно-Австралийского
плоскогорья или Большого Водораздельного хребта Австралии)» (невозможно
выполнить в полном объеме за 45 минут).
|
1. При выполнении практической
работы 5 дается не сравнительная физико-географическая характеристика двух территорий, а характеризуется только
одна территория (Западно-Австралийское плоскогорье или Большой Водораздельный
хребет Австралии) по выбору учащегося.
|
IX класс
|
|
География материков и стран. IX
класс
(1 ч в
неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Организация
образовательного процесса по учебному предмету «География» в 9 классе
осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего
образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География».
IX класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География материков и стран:
учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским
языком обучения / Н.В. Науменко, Н.Л. Стреха; под ред.
Н.В. Науменко. – Минск: Народная асвета, 2011;
Геаграфія мацерыкоў і краін:
вучэбны дапаможнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з
беларускай мовай навучання / Н.У. Навуменка, Н.Л. Страха; пад рэд.
Н.У. Навуменка. – Мінск: Народная асвета, 2011;
Атлас. География материков и
стран: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с
русским языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха. – Минск: РУП
«Белкартография», 2008;
Атлас. Геаграфія мацерыкоў
і краін: вучэбны дапаможнік для 8 – 9 класаў агульнаадукацыйных устаноў
з беларускай мовай навучання / пад агульн. рэд. П.С. Лопуха. – Мінск:
РУП «Белкартаграфія», 2008.
При организации
учебного процесса по учебному предмету «География» в 9 классе учитель может
использовать примерное календарно-тематическое планирование для 9
класса, 2017 г.
Обращаем внимание на изменения
в учебной программе (2014 г) и в учебно-методическом обеспечении учебного процесса:
|
|
Тема 1. Евразия
|
|
1. Из перечня основных понятий исключены термины «польдеры»,
«марши».
|
1.Понятия «польдеры», «марши», не включаются в задания
тематического контроля.
|
Тема 2. Европа
|
|
1. В практической работе 6 «Построение сравнительной
диаграммы «Структура валового внутреннего продукта Франции и Великобритании.
Объяснение черт сходства и различий» снята звездочка (невозможно выполнить
в полном объеме за 45 минут).
|
1. Практическая работа 6
«Построение сравнительной диаграммы «Структура валового внутреннего продукта
Франции и Великобритании. Объяснение черт сходства и различий» проводится не как итоговая, а как обучающая и может выполняться на уроке как на этапе
изучения новых знаний, так и на этапе закрепления.
|
X класс
|
|
География Беларуси. X класс
(базовый уровень)
(2 ч в
неделю; всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)
Организация
образовательного процесса по учебному предмету «География» в 10 классе
осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего
образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География».
X класс (базовый уровень). НИО, 2017.
Учебные пособия:
География Беларуси: учебное пособие
для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком
обучения / М.Н. Брилевский, Г.С. Смоляков. – Минск: Народная
асвета, 2012;
Геаграфія Беларусі: вучэбны
дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай
навучання / М.М. Брылеўскі, Г.С. Смалякоў. – Мінск: Народная
асвета, 2012;
Атлас. География Беларуси:
учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с
русским языком обучения / научный редактор П.С. Лопух. – Минск: РУП
«Белкартография», 2016;
Атлас. Геаграфія Беларусі:
вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з
беларускай мовай навучання / навуковы рэдактар П.С. Лопух. – Мінск: РУП
«Белкартаграфія», 2017.
При организации
учебного процесса по учебному предмету «География» в 10 классе учитель может
использовать примерное календарно-тематическое планирование для 10
класса (базовый уровень), 2017 г.
Обращаем внимание на изменения
в учебной программе (2015 г) и в учебно-методическом обеспечении учебного процесса:
|
|
Тема 1. Географическое
положение и исследования Беларуси
|
|
1. Исключено содержание о
политико-географическом положении Республики Беларусь, об истории
административно-территориального деления, о начале систематических наблюдений.
Из основных понятий исключен
термин «политико-географическое положение».
|
1.При изучении § 1 «Величина
территории и ее границы, оценка географического положения» не рассматривается учебный материал
«Политико-географическое положение» (с. 14) и данное понятие не включается в
задания тематического контроля.
При изучении § 2
«Формирование территории, административно-территориальное деление» не рассматривается учебный материал
«История административно-территориального деления» (с. 16–17).
|
Тема 2. Природные условия и
ресурсы Беларуси
|
|
1. Исключено содержание об
отложениях верхнего протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя, о хозяйственном
значении рельефа, об оценке водных и земельных ресурсов.
2. Из перечня основных понятий
исключено растительное сообщество (повтор
содержания учебного предмета «Биология» VI-VII классы).
3. В перечне географических
объектов, которые необходимо уметь показывать на карте, оставлены
месторождения: нефти – Речицкое; бурого угля – Житковичское; железных руд –
Околовское; калийных солей – Старобинское, Петриковское; каменной соли –
Мозырское, Давыдовское, Старобинское; доломитов – Руба; мела и мергеля –
Коммунарское; глин – Гайдуковка; строительного камня – Микашевичское.
4. В перечне географических
объектов, которые необходимо уметь показывать на карте, оставлены реки Днепр,
Березина, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять, Сож, Вилия, Птичь,
Щара, Ясельда, Свислочь; озера Нарочь, Освейское, Червоное, Лукомское,
Долгое; водохранилища Вилейское, Заславское, Любанское.
|
1. При изучении § 8 «Формирование
платформенного чехла в дочетвертичное время»
не рассматривается учебный материал «Формирование платформенного чехла
в верхнем протерозое и палеозое» и
«Формирование платформенного чехла в мезозое и кайнозое» (с. 43–46) .
2. Понятие «растительное сообщество» не
включается в задания тематического контроля.
3. В задания тематического
контроля включать только следующие объекты географической номенклатуры:
месторождения: нефти – Речицкое; бурого угля – Житковичское; железных руд –
Околовское; калийных солей – Старобинское, Петриковское; каменной соли –
Мозырское, Давыдовское, Старобинское; доломитов – Руба; мела и мергеля –
Коммунарское; глин – Гайдуковка; строительного камня – Микашевичское.
4. В задания тематического
контроля включать только следующие объекты географической номенклатуры: реки
Днепр, Березина, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять, Сож, Вилия,
Птичь, Щара, Ясельда, Свислочь; озера Нарочь, Освейское, Червоное, Лукомское,
Долгое; водохранилища: Вилейское, Заславское, Любанское.
|
Тема 3. Географические
ландшафты.
Экологические
проблемы
|
|
1. Исключено содержание о
взаимосвязи природных компонентов и формировании природных комплексов (повтор содержания
учебного предмета «Человек и мир» V класс, и учебного предмета
«География» VI-VII классы).
2.
Исключено содержание о емкости территории.
3.
Исключено содержание об экологических проблемах использования природных
ресурсов (повтор содержания учебного предмета «География» XI класс).
4.
Исключено содержание о Красной книге Беларуси (повтор содержания
учебного предмета «Биология» VI-VII классы). Из перечня основных
понятий исключена Красная книга (повтор содержания учебного предмета
«Биология» VI-VII классы).
|
1. При изучении § 22
«Географические ландшафты» не
рассматривается учебный материал «Взаимосвязь природных компонентов и формирование
природных комплексов» (с. 109) .
2. При изучении § 23 «Освоение
территории» не рассматривается учебный
материал о емкости территории (с. 118–119) и
понятие «емкости территории» не
включается в задания тематического контроля.
3. Учебный материал об экологических
проблемах использования природных ресурсов не содержится в учебном пособии.
4. При изучении § 22 «Луговая,
болотная и водная растительность» не
рассматривается учебный материал о
Красной книге (с. 102) и
понятие «Красная книга» не включается в
задания тематического контроля.
|
XI класс
|
|
География. Мировое хозяйство и
глобальные проблемы человечества.
XI класс (базовый уровень)
(1 ч в
неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Организация образовательного
процесса по учебному предмету «География» в 11 классе осуществляется на
основе учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским
(белорусским) языком обучения и воспитания «География ». XI класс (базовый
уровень). НИО, 2017.
Учебные пособия:
География. Мировое хозяйство и
глобальные проблемы человечества: учебное пособие для 11 класса
учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А.Н.
Витченко [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2016;
Геаграфія: Сусветная гаспадарка
і глабальныя праблемы чалавецтва: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў
агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання /А.М. Вітчанка [і
інш.]. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2016;
Атлас. География. Мировое
хозяйство и глобальные проблемы человечества: учебное пособие для 11 класса
учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А.Н.
Витченко, Е.А. Антипова. – Минск: РУП «Белкартография», 2017.
Атлас. Общая география: учебное
пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским
языком обучения / В.С. Аношко, Т.А. Федорцова. – Минск: РУП
«Белкартография», 2010;
Атлас. Агульная геаграфія:
вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з
беларускай мовай навучання / В.С. Аношка, Т.А. Федарцова. – Мінск:
РУП «Белкартаграфія», 2011.
При организации
учебного процесса по учебному предмету «География» в 11 классе учитель может
использовать примерное календарно-тематическое планирование для 11
класса (базовый уровень), 2017 г.
Обращаем внимание на изменения
в учебной программе (2016 г) и вучебно-методическом обеспечении учебного процесса:
|
|
Тема 1. Факторы развития
мирового хозяйства
|
|
1. Исключен материал о
предпосылках процесса интернационализации мирового хозяйства.
2. В перечне номенклатурных
объектов, которые необходимо показывать на карте лидеры сокращены до 3-х
страны государств.
|
1. При изучении § 3
«Интернационализация и транснационализация мирового хозяйства. Географические
ландшафты» учебный материал о
предпосылках процесса интернационализации мирового хозяйства рассматривается
как дополнительный (с. 24) .
2. В задания тематического
контроля включать не более 3-х стран-лидеров, в соответствии с учебной
программой.
|
Тема 3. Геоэкологические
проблемы географической оболочки
|
|
1. Название практической работы 4
изменено и конкретизировано «Характеристика геоэкологического состояния
природы своей местности и меры по ее охране».
|
1. При выполнении практической
работы 4 дается не оценка геоэкологического
состояния природы своей местности, а его характеристика.
|
Тема 4. Социально-экономические
глобальные проблемы
|
|
1. Название практической работы 6
изменено и конкретизировано «Определение ресурсообеспеченности стран мира
основными видами минеральных ресурсов».
|
2. При выполнении практической
работы 6 дается не анализ географии обеспеченности стран мира основными видами минеральных ресурсов, а определение
ресурсообеспеченности стран мира основными видами минеральных ресурсов.
|
Комментарии
Отправить комментарий