Нормативная правовая и нормативно-регуляторная база деятельности


Рекомендации по организации учебного процесса

по учебному предмету и «География»

в связи с корректировкой учебных программ в 2017 учебном году



Изменения в учебной программе
Рекомендации по организации учебного процесса
VI класс
География. Физическая география. VI класс
(1 ч в неделю; всего 35 ч)
Организация образовательного процесса по учебному предмету «География» в 6 классе осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География». VI класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География. Физическая география: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Г. Кольмакова, В.В. Пикулик. – Минск: Народная асвета, 2016;
Географія. Фізічная геаграфія: вучэбны дапаможнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / А.Г. Кальмакова, В.У. Пікулік. – Мінск: Народная асвета, 2016;
Атлас. География. Физическая география: учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Г. Кольмакова, В.В. Пикулик. – Минск: РУП «Белкартография», 2016;
Атлас. Географія. Фізічная геаграфія: вучэбны дапаможнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / А.Г. Кальмакова, В.У. Пікулік. – Мінск: РУП «Белкартаграфія», 2016.
При организации учебного процесса по учебному предмету «География» в 6 классе учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование  для 6  класса, 2017 г.
Обращаем внимание на изменения в учебной программе (2016 г.) и в учебно-методическом обеспечении  учебного процесса:

Тема 3. Литосфера и рельеф Земли
  1. Исключено понятие «компас»
1. Понятие «компас» не включается в задания тематического контроля.
1.В содержании различие гор по высоте понятие «средние» горы заменено на «средневысотные» (устранено искажение смысла термина).
2.В практической работе 3 «Описание по географической карте отдельных равнин и горных стран» снята звездочка (невозможно выполнить в полном объеме за 45 минут).
3.Из перечня географической номенклатуры исключена котловина Амундсена.
1.В материалах учебного пособия используется понятие «средневысотные горы».
2.Практической работе 3 «Описание по географической карте отдельных равнин и горных стран» проводится не как итоговая, а как обучающая,  и может выполняться на уроке как на этапе изучения новых знаний, так и на этапе закрепления.
3.Не включается в задания тематического контроля объект географической номенклатуры «котловина Амундсена».








Тема 4. Атмосфера. Погода и климат (8 ч)
1.Содержание о метеорологических элементах и приборах для их измерения (термометр, барометр, гигрометр, флюгер) перенесено из рубрики «знать» в рубрику «уметь» (знание понятий не является приоритетом при изучении темы, методически более оправдано уметь использовать измерительные приборы, снимать показания).
1.Понятия «термометр», «барометр», «гигрометр», «флюгер» не включаются в задания тематического контроля.

Тема 5. Гидросфера
1. Исключено содержание о родниках, порогах, запрудном типе озерных котловин.






2. «Внутренние и окраинные моря» перенесены из основных понятий на уровень представлений.


3. Из перечня географической номенклатуры исключены Великие Американские озера (таких озер много) и Вилейское водохранилище (повтор  содержания  X класса).
1.   Учебный материал о родниках (§ 23, с. 139)  рассматривается с учетом полученных знаний в начальной школе. При изучении типов озерных котловин (§ 26, с. 158 – 159)  не рассматриваются запрудные озера. Понятия «родник», «запрудные озера», не включаются в задания тематического контроля.
2.   Учебный материал о внутренних и окраинных морях (§ 221, с. 124)  рассматривается на уровне представлений, понятия не включаются в задания тематического контроля.
3.    Не включаются в задания тематического контроля объекты географической номенклатуры «Великие Американские озера», «Вилейское водохранилище».

Тема 6. Биосфера
1. В практической работе 6 «Описание природного комплекса своей местности» снята звездочка (невозможно выполнить в полном объеме за 45 минут).
1.       Практическая работа 6 «Описание природного комплекса своей местности»  проводится не как итоговая, а как обучающая,  и может выполняться на уроке как на этапе изучения новых знаний, так и на этапе закрепления.

VII класс
География. Материк и океаны. VII класс
(1 ч в неделю; всего 35 ч)
Организация образовательного процесса по учебному предмету «География» в 7 классе осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География». VII класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География. Материки и океаны: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Г. Кольмакова, П.С. Лопух, О.В. Сарычева. – Минск: Адукацыя  і выхаванне, 2017;
Геаграфія. Мацерыкі і акіяны: вучэбны дапаможнік для 7 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / А.Г. Кальмакова, П.С. Лопух, В.У. Сарычава. – Мінск: Адукацыя  і выхаванне, 2017;
Атлас. География. Материки и океаны: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Г. Кольмакова, П.С. Лопух, О.В. Сарычева. – Минск: РУП «Белкартография», 2017.
Атлас. География материков и стран: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха. – Минск: РУП «Белкартография», 2008;
Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін: вучэбны дапаможнік для 8 – 9 класаў агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання / пад агульн. рэд. П.С. Лопуха. – Мінск: РУП «Белкартаграфія», 2008;
При организации учебного процесса по учебному предмету «География» в 7 классе учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование  для 7  класса, 2017 г.

Обращаем внимание на изменения в учебной программе (2016 г.) и в учебно-методическом обеспечении  учебного процесса:
В 2017/2018 учебном году будет использоваться новое учебное пособие, подготовленное на основе обновленной учебной программы. До поступления нового учебного пособия в учреждения образования будут использоваться материалы оригинал-макета, размещенного на национальном образовательном портале (adu.by).

Тема 1. Общая характеристика природы материков и океанов
Исключено содержание о новой глобальной тектонике, законе географической зональности.

Тема 2. Океаны
Исключено содержание о схемах течений, геоэкологических проблемах.

Тема 3. Африка
Исключено содержание о геоэкологических проблемах: деградация земель, снижение биоразнообразия, дефицит водных ресурсов
Из перечня географической номенклатуры исключена река Оранжевая.

Тема 4. Австралия и Океания
Исключено содержание о геоэкологических проблемах (повтор содержания учебного предмета «География» XI класс).
В практической работе 4 «Сравнительная физико-географическая характеристика территорий» конкретизировано и изменено название «Физико-географическая характеристика территорий по выбору (Западно-Австралийского плоскогорья или Большого Водораздельного хребта Австралии)» (невозможно выполнить в полном объеме за 45 минут).

Тема 5. Антарктида
Исключено содержание о роли российских ученых в исследованиях материка.

Тема 6. Южная Америка
Исключено содержание о геоэкологических проблемах (повтор содержания учебного предмета «География» XI класс).
Из перечня географической номенклатуры исключены термины «плато Патагония», «река Сан-Франсиску».



Тема 7. Северная Америка
Исключено содержание о древней Аппалачской складчатой области, областях высотной поясности, геоэкологических проблемах.

Тема 8. Евразия
Исключено содержание о древних складчатых областях, проблемах охраны природных комплексов Евразии.
Из перечня основных понятий исключен термин «такыр».

VIII класс
География материков и стран. VIII класс
(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)
Организация образовательного процесса по учебному предмету «География» в 8 классе осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География». VIII класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География материков и стран: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.А. Зыль, [и др.]; под. ред. П.С. Лопуха. – Минск: Народная асвета, 2014;
Геаграфія мацерыкоў і краін: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / А.А. Зыль, [і інш.]; пад. рэд. П.С. Лопуха. – Мінск: Народная асвета, 2014;
Атлас. География материков и стран: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха. – Минск: РУП «Белкартография», 2008;
Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін: вучэбны дапаможнік для 8 – 9 класаў агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання / пад агульн. рэд. П.С. Лопуха. – Мінск: РУП «Белкартаграфія», 2008.
При организации учебного процесса по учебному предмету «География» в 8 классе учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование  для 8  класса, 2017 г.

Обращаем внимание на изменения в учебной программе (2014 г) и в учебно-методическом обеспечении  учебного процесса:
Тема 4. Африка
1. Из перечня географической номенклатуры исключен термин «река Оранжевая».
1. Не включается в задания тематического контроля объект географической номенклатуры «река Оранжевая».

Тема 5. Австралия и Океания
1.             В практической работе 5 «Сравнительная физико-географическая характеристика территорий» конкретизировано и изменено название «Физико-географическая характеристика территорий по выбору (Западно-Австралийского плоскогорья или Большого Водораздельного хребта Австралии)» (невозможно выполнить в полном объеме за 45 минут).


1. При выполнении практической работы 5 дается не сравнительная физико-географическая характеристика  двух территорий, а характеризуется только одна территория (Западно-Австралийское плоскогорье или Большой Водораздельный хребет Австралии) по выбору учащегося.
IX класс
География материков и стран. IX класс
(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Организация образовательного процесса по учебному предмету «География» в 9 классе осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География». IX класс. НИО, 2017.
Учебные пособия:
География материков и стран: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н.В. Науменко, Н.Л. Стреха; под ред. Н.В. Науменко. – Минск: Народная асвета, 2011;
Геаграфія мацерыкоў і краін: вучэбны дапаможнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / Н.У. Навуменка, Н.Л. Страха; пад рэд. Н.У. Навуменка. – Мінск: Народная асвета, 2011;
Атлас. География материков и стран: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / под общ. ред. П.С. Лопуха. – Минск: РУП «Белкартография», 2008;
Атлас. Геаграфія мацерыкоў і краін: вучэбны дапаможнік для 8 – 9 класаў агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання / пад агульн. рэд. П.С. Лопуха. – Мінск: РУП «Белкартаграфія», 2008.
При организации учебного процесса по учебному предмету «География» в 9 классе учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование  для 9  класса, 2017 г.
Обращаем внимание на изменения в учебной программе (2014 г) и в учебно-методическом обеспечении  учебного процесса:
Тема 1. Евразия
1. Из перечня основных понятий исключены термины «польдеры», «марши».
1.Понятия «польдеры», «марши», не включаются в задания тематического контроля.

Тема 2. Европа
1. В практической работе 6 «Построение сравнительной диаграммы «Структура валового внутреннего продукта Франции и Великобритании. Объяснение черт сходства и различий» снята звездочка (невозможно выполнить в полном объеме за 45 минут).
1. Практическая работа 6 «Построение сравнительной диаграммы «Структура валового внутреннего продукта Франции и Великобритании. Объяснение черт сходства и различий»  проводится не как итоговая, а как обучающая  и может выполняться на уроке как на этапе изучения новых знаний, так и на этапе закрепления.

X класс
География Беларуси. X класс (базовый уровень)
(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)
Организация образовательного процесса по учебному предмету «География» в 10 классе осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География». X класс (базовый уровень). НИО, 2017.
Учебные пособия:
География Беларуси: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / М.Н. Брилевский, Г.С. Смоляков. – Минск: Народная асвета, 2012;
Геаграфія Беларусі: вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / М.М. Брылеўскі, Г.С. Смалякоў. – Мінск: Народная асвета, 2012;
Атлас. География Беларуси: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / научный редактор П.С. Лопух. – Минск: РУП «Белкартография», 2016;
Атлас. Геаграфія Беларусі: вучэбны дапаможнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / навуковы рэдактар П.С. Лопух. – Мінск: РУП «Белкартаграфія», 2017.
При организации учебного процесса по учебному предмету «География» в 10 классе учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование  для 10  класса (базовый уровень), 2017 г.
Обращаем внимание на изменения в учебной программе (2015 г) и в учебно-методическом обеспечении  учебного процесса:
Тема 1. Географическое положение и исследования Беларуси
1.       Исключено содержание о политико-географическом положении Республики Беларусь, об истории административно-территориального деления, о начале систематических наблюдений.
Из основных понятий исключен термин «политико-географическое положение».
1.При изучении § 1 «Величина территории и ее границы, оценка географического положения»  не рассматривается учебный материал «Политико-географическое положение» (с. 14) и данное понятие не включается в задания тематического контроля.
При изучении § 2 «Формирование территории, административно-территориальное деление»  не рассматривается учебный материал «История административно-территориального деления» (с. 16–17).

Тема 2. Природные условия и ресурсы Беларуси
1.       Исключено содержание об отложениях верхнего протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя, о хозяйственном значении рельефа, об оценке водных и земельных ресурсов.


2.       Из перечня основных понятий исключено растительное сообщество (повтор  содержания учебного предмета «Биология» VI-VII классы).
3.       В перечне географических объектов, которые необходимо уметь показывать на карте, оставлены месторождения: нефти – Речицкое; бурого угля – Житковичское; железных руд – Околовское; калийных солей – Старобинское, Петриковское; каменной соли – Мозырское, Давыдовское, Старобинское; доломитов – Руба; мела и мергеля – Коммунарское; глин – Гайдуковка; строительного камня – Микашевичское.
4.       В перечне географических объектов, которые необходимо уметь показывать на карте, оставлены реки Днепр, Березина, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять, Сож, Вилия, Птичь, Щара, Ясельда, Свислочь; озера Нарочь, Освейское, Червоное, Лукомское, Долгое; водохранилища Вилейское, Заславское, Любанское.
1. При изучении § 8 «Формирование платформенного чехла в дочетвертичное время»  не рассматривается учебный материал «Формирование платформенного чехла в верхнем протерозое и палеозое» и  «Формирование платформенного чехла в мезозое и кайнозое» (с. 43–46) .
2.  Понятие «растительное сообщество» не включается в задания тематического контроля.

3. В задания тематического контроля включать только следующие объекты географической номенклатуры: месторождения: нефти – Речицкое; бурого угля – Житковичское; железных руд – Околовское; калийных солей – Старобинское, Петриковское; каменной соли – Мозырское, Давыдовское, Старобинское; доломитов – Руба; мела и мергеля – Коммунарское; глин – Гайдуковка; строительного камня – Микашевичское.

4. В задания тематического контроля включать только следующие объекты географической номенклатуры: реки Днепр, Березина, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять, Сож, Вилия, Птичь, Щара, Ясельда, Свислочь; озера Нарочь, Освейское, Червоное, Лукомское, Долгое; водохранилища: Вилейское, Заславское, Любанское.

Тема 3. Географические ландшафты.
Экологические проблемы
1.      Исключено содержание о взаимосвязи природных компонентов и формировании природных комплексов (повтор  содержания  учебного предмета «Человек и мир» V класс, и учебного предмета «География» VI-VII классы).
2.        Исключено содержание о емкости территории.



3.        Исключено содержание об экологических проблемах использования природных ресурсов (повтор содержания учебного предмета «География» XI класс).
4.        Исключено содержание о Красной книге Беларуси (повтор содержания учебного предмета «Биология» VI-VII классы). Из перечня основных понятий исключена Красная книга (повтор содержания учебного предмета «Биология» VI-VII классы).
1.      При изучении § 22 «Географические ландшафты»  не рассматривается учебный материал «Взаимосвязь природных компонентов и формирование природных комплексов» (с. 109) .

2.      При изучении § 23 «Освоение территории»  не рассматривается учебный материал о емкости территории (с. 118–119) и  понятие «емкости территории» не включается в задания тематического контроля.
3.      Учебный материал об экологических проблемах использования природных ресурсов не содержится в учебном пособии.
4.      При изучении § 22 «Луговая, болотная и водная растительность»  не рассматривается учебный материал о  Красной книге (с. 102) и  понятие «Красная книга» не включается в задания тематического контроля.

XI класс
География. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества.
 XI класс (базовый уровень)
(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Организация образовательного процесса по учебному предмету «География» в 11 классе осуществляется на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания «География ». XI класс (базовый уровень). НИО, 2017.
Учебные пособия:
География. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А.Н. Витченко [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2016;
Геаграфія: Сусветная гаспадарка і глабальныя праблемы чалавецтва: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання /А.М. Вітчанка [і інш.]. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2016;
Атлас. География. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А.Н. Витченко, Е.А. Антипова. – Минск: РУП «Белкартография», 2017.
Атлас. Общая география: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В.С. Аношко, Т.А. Федорцова. – Минск: РУП «Белкартография», 2010;
Атлас. Агульная геаграфія: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В.С. Аношка, Т.А. Федарцова. – Мінск: РУП «Белкартаграфія», 2011.
При организации учебного процесса по учебному предмету «География» в 11 классе учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование  для 11  класса (базовый уровень), 2017 г.
Обращаем внимание на изменения в учебной программе (2016 г) и вучебно-методическом обеспечении  учебного процесса:
Тема 1. Факторы развития мирового хозяйства
1.      Исключен материал о предпосылках процесса интернационализации мирового хозяйства.




2.      В перечне номенклатурных объектов, которые необходимо показывать на карте лидеры сокращены до 3-х страны государств.
1.      При изучении § 3 «Интернационализация и транснационализация мирового хозяйства. Географические ландшафты»  учебный материал о предпосылках процесса интернационализации мирового хозяйства рассматривается как дополнительный (с. 24) .
2.      В задания тематического контроля включать не более 3-х стран-лидеров, в соответствии с учебной программой.
Тема 3. Геоэкологические проблемы географической оболочки
1.      Название практической работы 4 изменено и конкретизировано «Характеристика геоэкологического состояния природы своей местности и меры по ее охране».
1.       При выполнении практической работы 4 дается не оценка геоэкологического состояния природы своей местности, а его характеристика.

Тема 4. Социально-экономические глобальные проблемы
1.       Название практической работы 6 изменено и конкретизировано «Определение ресурсообеспеченности стран мира основными видами минеральных ресурсов».
2.       При выполнении практической работы 6 дается не анализ географии обеспеченности стран мира основными видами минеральных ресурсов, а определение ресурсообеспеченности стран мира основными видами минеральных ресурсов.

Комментарии