Сценарий урока по географии для 6-го класса


Урок географии по теме:

Горные породы, минералы и полезные ископаемые. 6 класс

Цели: -познакомить учащихся с понятиями: «горная порода», «минерал», «полезные ископаемые», с классификацией горных пород и минералов;

          -учить приводить примеры для каждой группы горных пород используя демонстрационный материал;

          -продолжить развивать умения работать с текстом учебника и таблицами;

Основные понятия: горная порода, минерал, полезные ископаемые, магматические породы, метаморфические породы, осадочные породы

Оборудование: образцы горных пород; компьютер, презентация по теме: «Горные породы», учебник

Ход урока:

I.                    Организационный момент.

II.                 Проверка домашнего задания.

(фронтальный опрос)

1.Сколько земных оболочек? (4)

2.Назовите земные оболочки. (атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера)

3.Из каких частей состоит земной шар? (ядро, мантия, земная кора)

4. Какая из этих частей занимает больший объем? (мантия)

5.Одинаковая ли температура во всех частях земного шара? (нет)

6. Какая часть имеет наибольшую температуру? (ядро)

7. Какую температуру имеет мантия? (2000-50000

8. Чему равен радиус ядра? (3470)

9.Происходит ли перемещение вещества внутри мантии? (да)

10. Что такое магма? (излившееся вещество мантии)

11. Как называется верхняя часть литосферы? (зем. кора)

      Индивидуальный устный вопрос:

     -Рассказать о строении земной коры.

       (дополнит. вопросы):

     -Зачем нужно изучать земную кору?

.    -Какими способами изучают земную кору?

 Проверочный тест- (приложение №1)

                  - выполнение по вариантам, проверка, оценка, предварительный результат;( слайд 2,3,4)

III.              Изучение нового учебного материала.

Вступительное слово учителя.

   Верхняя часть литосферы называется –земная кора. Земная кора неоднородна, выделяют материковую и океаническую; кроме этого она состоит из слоев, каждый из которых образован горными породами и минералами.

Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые. (запись в тетради  и на доске)

Цели –познакомиться с понятиями «горная порода», «минералы», «полезные ископаемые»,с их классификацией; с особенностями процессов образования горных пород.



Повторяя д/з мы отметили, что земной шар состоит из 3 частей, одна  из которых -земная кора.(слайд 6)

Земная кора состоит из горных пород и минералов (слайд 7).,

-Как вы думаете, что называют горными породами  и минералами? (варианты ответов)

  Определения (слайд 7)-четкая формулировка и запись в тетрадь.

Горная порода состоит из минералов (слайд 7)

Пример (слайд 8):гранит из кварца, слюды и полевого шпата.

Пример (слайд 9) –признаки минералов -цвет, блеск, прозрачность, твердость.

                              -примеры горных пород;

Некоторые горные породы и минералы человек использует в хозяйственной деятельности. Как называются такие горные породы и минералы? -полезные ископаемые- (слайд10 ) определение записать в тетрадь.

Горные породы многочисленны и разнообразны, но их классифицируют  на  группы учитывая их происхождение.

 Эту информацию мы оформим в виде таблицы в тетради (слайд 11).

Первая группа горных пород- магматическая. (слайд 12)-характеристика.

Пример-    Гранит (слайд 13).

ü  Заполняем таблицу (слайд 14)

Пример: магматические излившиеся- Пемза, базальт (слайд 15)

ü  Заполняем таблицу (слайд 16)

Вторая группа горных пород- осадочные обломочные (слайд 17)

Примеры:  Глина (слайд 18)

                   Песок (слайд 19)

                   Гравий (слайд 20)

ü  Заполняем таблицу (слайд 21)

                        -осадочные химические (слайд 22)

Примеры:  Калийная соль (слайд 23)

ü  Заполняем таблицу (слайд 24)

                        -осадочные органические ( слайд 25)

Примеры:  Торф (слайд 26)

                   Уголь( слайд 27)

                   Нефть (слайд 28)

                   Мел( слайд 29)- в учебнике стр.43, рисунок 25

                   Известняк (слайды 30,31)

ü  Заполняем таблицу (слайд 32)

Третья группа горных пород- метаморфические (слайд 33)

Примеры: Известняк-мрамор (слайд 34)

                  Мрамор( слайд 35,)

                  Гранит-гнейс (слайд 36)

                  Песчаник-кварцит (слайд 37)

ü  Заполняем таблицу (слайд 38)

IV.               Закрепление учебного материала.

1.       Что такое горная порода?

2.       Что такое минерал?

3.       Что называют  полезными ископаемыми?

4.       На какие группы по происхождению делятся горные породы?

5.       Что такое выветривание?

Выводы (слайд 39)

Резервный материал. Загадки: 1.Из какой горной породы сделан стержень простого карандаша? (графит). 2. Из этой горной породы врач накладывает повязку на сломанную руку. (гипс).

V.                 Домашнее задание 1) §17, 2) определения;3) найти ответ на вопрос: Какие полезные ископаемые  добывают на территории Туймазинского района.( слайд 40)



-





















Приложение №1.

Тест по теме: «Земля и ее строение».

Вариант 1.

1.       Что такое литосфера?

 А) верхняя твердая оболочка Земли

 Б) водная оболочка Земли

 В) воздушная оболочка Земли

2.  Что занимает большую часть объема Земли?

А) ядро

Б) мантия

В) земная кора

3. Чем покрыто ядро?

   А) земной корой

   Б) мантией

   В) водой

4. Сколько слоев выделяют в мантии?

        А) 4

        Б) 2

        В) 3

5. Что такое магма?

        А) излившееся вещество мантии

        Б) окружающий воздух

        В) вода

6. Что такое земная кора?

        А) самая верхняя часть ядра

        Б) самая верхняя часть литосферы

        В) самая верхняя часть гидросферы

7. Земная кора бывает:

        А) только материковая

        Б) только океаническая

        В) материковая и океаническая

8 . Материковая кора состоит из :

        А) гранитного и базальтового слоев

        Б) базальтового и осадочного слоев

        В) осадочного, гранитного и базальтового слоев

9.  Океаническая кора состоит из:

        А) осадочного слоя

        Б) базальтового слоя

        В) осадочного и базальтового слоев

10. Какими способами изучают строение Земной коры?

        А) только бурением скважин

        Б) карьерным и шахтным способами

        В) всеми перечисленными способами

Вариант 2.

1. Что такое земная кора?

        А) самая верхняя часть ядра

        Б) самая верхняя часть литосферы

        В) самая верхняя часть гидросферы

2. Земная кора бывает:

        А) только материковая

        Б) только океаническая

        В) материковая и океаническая

3 . Материковая кора состоит из :

        А) гранитного и базальтового слоев

        Б) базальтового и осадочного слоев

        В) осадочного, гранитного и базальтового слоев

4.  Океаническая кора состоит из:

        А) осадочного слоя

        Б) базальтового слоя

        В) осадочного и базальтового слоев

5. Какими способами изучают строение Земной коры?

        А) только бурением скважин

        Б) карьерным и шахтным способами

        В) всеми перечисленными способами

6.  Что такое литосфера?

 А) верхняя твердая оболочка Земли

 Б) водная оболочка Земли

 В) воздушная оболочка Земли

7.  Что занимает большую часть объема Земли?

А) ядро

Б) мантия

В) земная кора

8. Чем покрыто ядро?

   А) земной корой

   Б) мантией

   В) водой

9. Сколько слоев выделяют в мантии?

        А) 4

        Б) 2

        В) 3

10. Что такое магма?

        А) излившееся вещество мантии

        Б) окружающий воздух

        В) вода



Ответы к тесту

1 вариант:                                                 2 вариант

1.а                                                              1.б

2.б                                                              2.в

3.б                                                              3.в

4.б                                                              4.в

5.а                                                              5.в

6.б                                                              6.а

7.в                                                              7.б

8.в                                                              8.б

9.в                                                              9.б

10.в                                                            10.а

Комментарии